А. Каплун

А. КаплунТак, А. Каплун рассматривает стиль как обязательную духовную субстанцию любой эпохи, бесстилия быть не может, вне стилевого развития искусство мертво. Даже такая, казалось бы, эклектичная эпоха, как XIX в., с его точки зрения была не бесстильной — это было время «много-стилья», равноправного существования нескольких стилей.

Столь разные точки зрения на природу одного и того же явления — свидетельство теоретической неразработанности самой проблемы стиля. А ведь от этого будет во многом зависеть объективная оценка модерна.

Изучению подвергалась и сама декоративная система архитектуры модерна.

Большинство современных исследователей по-прежнему склонно видеть в ней характерное выражение линейно-графического начала и рассматривать ее происхождение в связи с эволюцией живописи, основываясь на известных концептуальных установках книги А. Федорова-Давыдова.

Так, на них прямо ссылается Г. Стернин, характеризуя декорацию модерна.

Сходная точка зрения на генезис линеарной декорации модерна довольно широко распространена и в современной зарубежной историографии. А. Уиттик, например, прямо выводит ее из поздней живописи прерафаэлитов: «Мне кажется, что и этот стиль — еще один из отголосков стилей средневековья и раннего ренессанса, и представляет собою более позднюю стадию прерафаэлитизма».

Гидеон допускает мысль, что линеарные мотивы декорации модерна уже в какой-то мере были предвосхищены в стилизованных гнутых линиях металлоконструкций, впервые широко примененных в бельгийских вокзалах. Характеризуя архитектуру западноевропейского модерна, А. Берсенева говорит об определенном сходстве прихотливых линеарных мотивов его декора с особенностями стиля рококо.

Вместе с тем, анализируя декоративную систему архитектуры, модерна, исследователи уже не раз обращали внимание на обильно представленные в ней мотивы флоры и фауны, а в выражении непрерывного текучего движения, в пульсирующем ритме извивающихся линий стали усматривать и определенные ассоциации со строем музыки того-времени.