Распад единственной художественной системы

Распад единственной художественной системыРаспаду единственной художественной системы способствовали и новые философские взгляды, сменившие прежнее целостное миротолкование и его идеальные умозрительные концепции. Ситуация «свободного выбора» складывается и под воздействием философии позитивизма (О. Конт, Д. Дьюи, П. Лаффит, Г. Спенсер, Э. Мах, Р. Авенариус и другие)1. Век бурного развития естествознания и особенно точных наук ознаменовался торжеством эмпиризма, когда и философская наука из умозрительной превращается в позитивистскую,, основывающуюся исключительно на опыте.

Позитивизм отрицает возможность объективного познания мира, все сводится лишь к констатации и внешней систематизации фактов, а не к раскрытию истинной сущности явлений. По аналогии с естествознанием, развитие представляется как чисто количественный рост, а понятие целостной системы подменяется механической суммой элементов, т. е. за фактологией эмпиризма — было утеряно целостное видение мира, распавшегося на свои составляющие.

Позитивистская эстетика направлена была против прежней релятивистской эстетики идеи И. Фихте, Г. Гегеля, Ф. Шеллинга, утверждая примат чистой формы, «независимой от суждения и вкуса». На этой основе складывается формалистическое искусствознание (Г. Вельфлин, А. Гильдебрандт, .

В. Воррингер)2, сводящее свою задачу лишь к установлению признаков формы, по которым дается и классификация исторических стилей.

Формализация метода объективно вела к распаду не только целостно-то восприятия искусства, но и единой художественной формы.