Механистическое представление о процессе развития

Механистическое представление о процессе развитияПроцесс девальвации прежних эстетических ценностей в той или иной мере затронул все сферы искусства. В архитектуре воцарились хаос и дисгармония, исчезла способность целостного образного видения, распалась прежняя синтетическая связь предметов. Возникла абсолютизация и гипертрофия отдельной «вещи», та характерная многопредметность, которая привела к потере чувства меры и стала выражением безудержного декоративизма и безвкусицы (это проявилось и в склонности к созданию массы неорганичных, бутафорских форм).

Вместе с тем на художественную культуру все более заметное влияние стал оказывать прогресс в технике и науке, развивающееся рациональное мышление. Все это подводит нас к пониманию сущности тех изменений, которые происходят на протяжении XIX в. в архитектуре.

Старая эстетическая система, воплощенная в ордере, окончательно дискредитировала себя в эклектике, утеряв всякую связь с полезным и целесообразным, тогда как в сознании людей того времени красота и стиль более ассоциировались именно с этими качествами.

Поэтому суть проблемы сводилась теперь к совмещению «пользы» и «красоты», т. е. к обоснованию утилитарной эстетики и нового стиля, соответствующих условиям времени. Вера только в факт и, с другой стороны, безграничные возможности истолкования факта создали почву для различных, подчас взаимоисключающих концепций происхождения стиля.