Энергийная масса

Энергийная массаОсобняк Дерожинской в Штатном переулке в Москве15. Столь же характере» для раннего модерна и особняк Дерожинской в Штатном переулке в Москве (1901 г., арх. Ф. Шехтель). По сравнению с особняком Рябушинского во внешнем облике этой постройки усиливается ощущение беспокойства и драматизма.

Масс» предельно напряжены и в своем пластициз-ме достигли выражения почти «скульптурного оскала».

Декор почти отсутствует и, напряжение всецело приходится на сами объемные элементы композиции.

Лишь в рисунке уличной решетки с нервными изломами прутьев можно почувствовать стилевые орнаментальные особенности раннего-модерна. Многообъемная пластичная оболочка-особняка центростремительной силой сжата в компактную форму, приближающуюся в. плане к квадрату.

Однако состояние ее неустойчиво, конфликтно — объемы то затягиваются внутрь, образуя уступы, то, наоборот, выдаются вперед, то начинают расти вверх, то вдруг неожиданно опадают, создавая столь же неспокойный ступенчатый силуэт особняка. Не получив выхода в пространство, энергийно заряженная масса будоражит форму окна, создавая здесь наибольшее напряжение и, наконец, прорывается наружу через его огромное зияющее отверстие.

Но этой разрядки мгновения недостаточно, чтобы одолеть центростремительное тяготение масс во всей системе.

Поэтому ощущение напряжения остается. Динамичная композиция особняка определена естественным развитием системы изнутри с непрерывной сменой интерьерных картин.

Эпицентром служит огромный светлый холл, вокруг которого компонуются все остальные помещения, нарастая ярусами по спирали. Состав помещений особняка, равно как и их расположение, соответствует \, новым представлениям о быте и комфорте, а асимметричный план отражает эту целесообразную организацию пространства.