На практике постепенно вырабатывались наиболее приемлемые типовые решения доходных домов. Однако, вплоть до начала XX в., архитектура доходного дома несет на себе все характерные черты переходного времени эклектики.
Сохранялась компилятивность и пестрота структур, планировочные решения были далеки от совершенства, часто встречались неудобные косоугольные комнаты, иногда плохо освещенные или вообще темные.
Предельно плотная застройка участков с дворами-колодцами отрицательно сказывалась на санитарном состоянии жилища, лишенного необходимого количества света, воздуха и зелени.
Внимание к художественной стороне жилища выражалось лишь в оформлении уличного фасада.
Сомкнутая (без разрывов) застройка не стимулировала разработку объемно-пластического решения доходного дома.
На этом этапе еще целиком удерживается периметральная застройка кварталов, а мелкое землевладение и так называемое «штучное» строительство исключают возможность комплексного подхода к ним. Отсюда — преобладание типичной для этого времени механической «лоскутной» . структуры кварталов.
И в доходном доме воцаряется типично «вещевой» интерьер, тесный, заставленный громоздкой мягкой мебелью, перенасыщенный различными материями, цветами и всякого рода безделушками, с тем лишь отличием от аристократических особняков, что все это приобретает теперь отпечаток дешевого шика и буржуазной безвкусицы.
Эклектичность и дисгармония интерьера получили отражение во внешнем облике жилого дома: ясность ордерных построений постепенно вытесняется разностильной мешаниной форм.