Переходная фаза

Переходная фазаКак обратная реакция этому возникает неоромантизм, стремление интенсифицировать духовную культуру, хотя бы ценою искусственного ее «подогрева». Романтическое состояние искусства поддерживалось и почти непрерывной революционной ситуацией в стране между великими событиями 1905 и 1917 гг. Для буржуазного искусства «неоромантизм» был последней возможностью мыслить художественно; оно «как бы повторяло в своем конце романтику своей юности». В состоянии искусства этого времени отразился драматизм русской души, особая ее предрасположенность к глубоким душевным переживаниям и сильным сотрясениям.

Романтизм жил тогда и в сознании тех, кто связывал свои надежды обновления России с грядущими социальными переменами и научно-техническим прогрессом.

Действительно, рубеж нового века ознаменовался для России небывалой активизацией художественной жизни и подъемом всего искусства.

Отдавая должное мастерам европейского модерна, Мис ван дер Роэ действительно имел основания сказать, . что «они были наиболее талантливыми людьми — таких больших не было в мире…

». Эти слова в полной мере можно отнести к плеяде работавших в то время русских художников.