Реминисценций символизма нельзя не видеть и в культе изогнутых текучих линий модерна как намек на что-то таинственное и недосказанное, линия превращается в некий символ — связующее звено между скрытой подлинной сущностью и «мнимой» иллюзорной действительностью. Проникновение во внутренний смысл линеарного строя стиля «модерн», его духовное истолкование было не чем иным, как демонстрацией интуитивного прозрения, культивируемого тогда философами неоромавтизма.
Таинственный, символико-мистический смысл несут в себе орнамент, изображения различных живых существ в растений. Ранний модерн представлял собой выраженный идеологический феномен.
Каждый особняк — это своего рода «микромир», выделенный из суетных забот жизни и воплощавший благородную мечту современников о возвышенном бытии, где искусству будет принадлежать первостепенная роль. И снаружи, и особенно внутри, везде ощущается присутствие настоящего большого искусства и красоты.
Художественно-образная система раннего модерна глубоко человечна и эмоциональна, воплотила в себе сложный духовный мир романтической личности начала-века.
В предыдущем разделе сделана попытка представить систему архитектуры модерна в ее кульминационном романтическом состоянии, со всеми ее характерными чертами.
Не менее важным представляется теперь проследить это явление в динамике, в той последовательности, как оно складывалось и развивалось.