Новый динамичный XX в

Новый динамичный XX вИзменения привычных представлений о пространстве и времени получили научно обоснованное выражение в трудах Эйнштейна, в разработанной им теории относительности. Именно в ней доказана неразрывность времени и пространства, их неабсолютность. Неразрывность пространственно-временной формы существования движущейся материи предполагает четвертое временное измерение пространства, выражающееся в более сложной неевклидовой геометрии, которую Эйнштейн определяет как «искривленное пространство-время».

Это существенно изменяет и характер восприятия формы, уже немыслимого без фактора времени, становящегося «четвертым» ее измерением20. Одномоментность восприятия с единой статичной точкой зрения (геометрия Евклида, классическая перспектива) уступает место многоаспектному раскрытию формы во времени и пространстве.

Это новая пространственно-временная концепция формы была синтезирована в кубизме21.

Утверждению нового кинетического видения, принесенного кубизмом, способствовало также рождение кинематографа. Таким образом, открытия века в области физики значительно расширили представления о пространстве, что отразилось как в конкретных земных условиях его восприятия, так и в космогонических ощущениях.

Вместе с тем характер массы и пространства в архитектуре раннего модерна несет на себе и проекцию мироощущения неоромантизма, его философских концепций. Основополагающей среди них была концепция витализма, обосновывающая развитие живых организмов творением витальной силы изнутри исключительно из собственных потребностей без какой-либо внешней нацеленности.