Понимание художественной сущности

Понимание художественной сущностиКомпозиция напоминает храм — высокое светлое подкупольное пространство, окруженное более низкими помещениями. Холл — …

заключительный аккорд героической симфонии в духе «Поэмы экстаза» Скрябина. Размеры холла колоссальны.

Этот грандиозный зал… покоряет красотой и современностью своего пространства.

Господствуют крупные формы и членения: панель, проходящая несколько ниже половины высоты, закрепляет героическую масштабность интерьера. Тревожно-лирическая настроенность…

лишь сопровождает основную монументальную приподнятость пространства холла…». После привычных суждений такое восприятие модерна прозвучало почти неожиданностью.

Однако образный строй архитектуры модерна несет в себе блоковское ощущение героизма с характерным для него пафосом борьбы и столкновения противоборствующих начал.

Поэтому мы найдем в нем «смятенность, внутренний драматизм, ощущение неустойчивости и переходности момента, эмоционально лирическое начало, стремление к обобщенности и планетарные масштабы разрешения проблемы, попытки увидеть отсвет грядущего в прошлом и забыться в нем от тягот настоящего, устремленность в будущее — таковы разнородные настроения, питающие и находящие отзвук в архитектурных образах модерна» .

Ревизии было подвергнуто и такое качество модерна, как «декоративизм», ассоциирующийся с украшательством. Снимая этот жупел с модерна, Е. Кириченко вместе с тем говорит об откровенной его декоративности как качестве, существующем вне конструктивных и тектонических основ формообразования: «Из откровенной декоративности орнаментики…

вряд ли следует делать вывод о декоративизме модерна… Модерн неизмеримо более скуп в применении декора, чем эклектика, он пользуется им не шире, чем «классицизм».

Все дело в трактовке приема. В классицизме декоративной по сути композиции придавалась видимость тектоничности.