«Витализм» отрицает механический тип развития как сложение частей в структуру и выдвигает понятие системы, возникающей на основе внутреннего роста, где развитие идет не от частей к целому, а от целого к частям. Витальный импульс спонтанно возникает сразу во всей системе, распространяясь волнообразно. Проявление организма протекает в вечном круговороте от импульса к его угасанию, к новой вспышке импульса, т. е. все находится в непрерывном движении и нет ничего ставшего, законченного.
Столь же неразрывна и взаимообусловлена связь пространства и движения, т. е. движение приобретает качества самого пространства, и наоборот, пространство немыслимо вне движения. Качественный критерий распространяется витализмом на время, выражая его не количественно, а через состояние роста организма, т. е. ритм.
Обратимость движения рождает и понятие обратимости времени. В свете этой концепции и раскрываются особенности «поведения» массы и пространства в архитектуре раннего романтического модерна.
Одни и те же формы предстают в ней то своей рациональной, то романтической сущностью, причем, настолько синкретично, что расчленить эти сущности невозможно. Синкретизм рациональной и романтической проекций в системе раннего модерна делает очень сложным ее прочтение и понимание.
Подготовленный предшествующим развитием, модерн вместе с тем стал и его отрицанием, порвав с традиционным пониманием стиля, который обычно связывался с той или иной архитектурной декорацией. Модерн преодолел трагическое разделение «пользы» и «красоты», образовавшееся в системе эклектики, и пришел к единству этих начал через эстетическое выражение собственно структурных, т. е. объемно-пространственных, качеств постройки.