Признаки единой системы появились и в предметной среде интерьера. «Вещь» теряет свою обособленность и мыслится как компонент единой системы, т. е. предметная среда определяется не количественным, а качественным показателем. Меблировка теперь, смотрится как нерасторжимый составной компонент этой среды, ставший ее порождением и подчиняющийся ее закономерностям.
Целостная предметная среда модерна, воплощая свой органический, принцип, рождается сразу, а «е в результате количественного разрастания элементов, как это было в интерьере эклектики.
Обязательным ее условием становятся стилевое единство и количественное ограничение самих предметов до необходимого минимума. Поэтому всякий раз возникает как бы самопроизвольный отбор исходя из внутренних потребностей системы, обладающей некой саморегулирующей способностью, наподобие живого организма.
Изменение в такой системе происходит всякий раз не как простое количественное прибавление или умаление, а как качественное превращение. Вместе с тем модерн наследует и развивает далее такие перспективные формообразующие принципы архитектуры эклектики, как образование формы «изнутри наружу» со свободным асимметричным построением плана и объема, чисто декоративную функцию декора независимого от внутренней структуры.
Однако архитектура модерна была качественно новой системой, поэтому всем своим строем она отрицала эклектику и рождалась на ее отрицании.
Принцип свободного формообразования «изнутри наружу» принял теперь откровенный характер отвержения предвзятой нормативной формы.
Такое построение формы возвращало формообразование на путь трехмерного объемного мышления и снимало полемичность между фасадом и пространственной структурой.