Теории культуры

Положительную роль в развенчании фашистских теорий культуры, защите идеи общественного прогресса сыграли труды П. Негулеску, который использовал свои знания и талант крупного ученого в борьбе против идеологического наступления фашизма, хотя по многим вопросам философской науки придерживался идеалистических позиций и концепций буржуазного либерализма. Противоречивой была научная система идеалистического рационализма буржуазного философа М. Флориана, резко выступавшего против мистицизма и фашистских призывов отказаться от разума, подчиниться «воле свыше и не думать».

Позже, в годы народной власти, М. Флориан занял последовательные позиции диалектического и исторического материализма, внес свой заметный вклад в изучение истории философии. Национализм и расистские теории фашистских идеологов открыто разоблачал профессор Ясского университета Петре Андрей.

Он подверг обоснованной критике социологический метод Д. Густи, хотя сам не принимал марксистский принцип классовой борьбы и призывал к достижению социального мира в румынском обществе.

Выступления П. Андрея в защиту исторического оптимизма и веры в ценности духовного мира человечества, в защиту демократии, против фашистских мракобесов «железно-гвардейского» движения вызывали злобу главарей легионеров.

В 1940 г. П. Андрей был убит фашистскими бандитами. Так же смело и последовательно выступал против националистической пропаганды, мистического одурманивания широких масс народа один из наиболее крупных представителей прогрессивной румынской философии – Михай Раля.

Он занимал позиции воинствующего антифашизма и проводил эти концепции в философских работах, политической публицистике, на страницах руководимого им литературно-критического журнала «Вьяца ромыняскэ» («Румынская жизнь»), вокруг которого ему удалось объединить антифашистские силы демократической творческой интеллигенции. Эти силы противостояли идеологическому течению «гындиризма».