Начальное обучение

Школы делились на начальные (четыре года обучения), средние (семь лет) и высшие (три года обучения). Лишь первые были бесплатными и формально доступными для народа. Гимназии и лицеи предназначались для детей избранных – не по уму, а по карману.

А об университетах и говорить не приходится. Четырехлетнее всеобщее образование являлось чистейшей фикцией.

В 1893 г. был принят закон, по которому четырехлетний курс сохранялся лишь в школах, имевших двух учителей.

В селах же к 1900 г. три четверти школ обходились одним преподавателем; все они были преобразованы в двухлетние. Однако и этот голодный образовательный минимум был доступен лишь для меньшинства сельской детворы; по подсчетам 1900 г., из 700 тыс. деревенских мальчишек и девчонок школьного возраста лишь 125 тыс. посещали школу.

Румыния оставалась одной из самых малограмотных стран Европы: неграмотные в городах (в возрасте от семи лет и выше) составляли 78%, в селах еще больше -84%. Нужны ли более разительные иллюстрации разрыва между буквой закона и действительностью?! Росло число средних учебных заведений (лицеев, гимназий, семинарий, педагогических училищ, сельскохозяйственных, ремесленных, коммерческих школ).

Но и накануне мировой войны их посещало всего 35 тыс. молодых людей.

Девушкам была предоставлена возможность получать среднее образование в специальных гимназиях и лицеях.

В 1860 г. открылся первый в стране университет в Яссах; через четыре года и столица обзавелась своим университетом, который быстро перерос своего молдавского предшественника. Общее число студентов (включая высшие школы дорог и мостов, архитектуры, ветеринарии, музыки и драмы) перед мировой войной приблизилось к 5 ты немного для страны с почти восьмимиллионным населением.

Все же развитие отечественного высшего образования, появление национальной профессуры сократили поток молодых румын за рубеж.

Появились центры науки.