Выставочные интерьеры

Выставочные интерьерыИтак, выставочные интерьеры в «национальном стиле» стали первым воплощением идеи синтетической художественной среды. Но уже очень скоро национальные мотивы вытесняются стилевыми формами собственно модерна: определенную роль здесь сыграли экспозиции интерьеров, представленные иностранцами Ч. Макинтошем, И. Ольбрихом и русскими мастерами И. Фоминым, К. Коровиным, А. Бенуа, И. Грабарем, Е. Лансере и другими на выставках «нового стиля» в Москве и Петрограде 4. Выставочные интерьеры нового стиля демонстрировали красоту, целесообразность, синтетические возможности, выполненные современными средствами.

На «Выставке архитектуры и художественной промышленности «нового стиля» в интерьере «Салона» Ч. Макинтош5 демонстрировал образцы современной целесообразной мебели с тонкой изящной графикой линий, очень простой и геометричной, с четким конструктивным абрисом форм, восходящих к элементарным плоскостным фигурам — квадрату, прямоугольнику, трапеции, кругу, овалу, сегменту.

Сочетание их. давало в большинстве случаев напряженные, чуть гротесковые комбинации, столь характерные для модерна.

Конструктивному стилю мебели соответствовал и характер интерьера, в котором акцентировался тот же геометризм, гладкие поверхности панелей, простые оконные рамы с мелкой; сеткой переплетов, потолки, обитые рейками.

На фоне господствующего геометризма лишь отдельные вкрапления свободного — растительного орнамента — (например, на, спинке стульев) вносили лирический нюанс в конструктивный аскетизм пространства. Графическая легкость интерьеров Ч. Макинтоша по ощущению была близка; к стилю японского жилища.