Последующее развитие композиции

Последующее развитие композицииФункциональная дифференциация пространственной структуры особняка модерна на составляющие была лишь только начальной фазой выражения целесообразного формообразования. В дальнейшем, в «зрелом» модерне можно наблюдать «сжатие» этой структуры в более компактное образование.

В. Валькотт и Ф. Шехтель препарируют первые образцы таких компактных пространственных образований. В модерне произошло полное изменение структуры особняка в соответствии с его новой бытовой организацией.

Исходным центром развития его пространства, как правило, теперь является помещение главного холла, вокруг вертикальной оси которого на нескольких уровнях, компонуется вся остальная группа комнат.

Положение лестницы в холле обозначает спиралевидное движений всей системы относительно оси с возможностью дальнейшего развития, тем самым обнаруживается как бы незаконченность цикла.

Планировочная схема особняка модерна, образуемая вокруг холла, безусловно имеет свои зарубежные истоки, восходящие прежде всего к английскому и американскому жилому дому.

Большое влияние оказало английское жилище в европейских странах, активно воспринявших его рациональные принципы (так наз. «Красный дом», архитектор Ф. Уэбб, 1859 г.). Значение холла как основного организующего элемента жилища в еще большей мере выявил в своих домах Ф. Райт, создавший крестообразную центрическую вариацию плана особняка (дом Уиллитса близ Чикаго, 1902 г.). X. ван де Велде, В. Валькотт и другие европейские архитекторы, развивая пространственную структуру жилища, от холла пришли к предельно компактному решению особняка (особняк в Хемнице, Германия, 1902-1903 гг.). Однако было бы неверно игнорировать и тенденции собственно русского пути развития жилища к компактным системам, формируемым вокруг холла.

Они уже намечаются в композиции ряда царских вилл и дач середины XIX в.