Освоение национального наследия

Освоение национального наследияБолее поздние по времени изделия Талашкинской мастерской — следующий этап в освоении этого опыта. И это заметно при сопоставлении изделий обеих мастерских.

Абрамцевские изделия еще не мыслятся в синтетической среде, они существуют сами по себе, что характерно для «вещизма» интерьера времени эклектики. Талашкинские же произведения мыслятся в единой образной системе интерьера, т. е. предполагают синтез.

Не случайно эксперименты «Та-лашкина» вышли на уровень оформления интерьера и дали первые образцы художественного целостного решения в «национальном стиле», где главным было не столько внешне достоверное, сколько сама усвоенная «мудрость» древности.

При таком ее восприятии из отдельных предметов можно было создать нечто целостное и воссоздать художественный образ старины в его духовном ощущении, что и было свойственно талашкинским выставочным интерьерам. Освоение национального наследия было необходимо для работы над современными изделиями; эволюция «вещи» не закончилась.

Поэтому ретроспективная волна уступила место поискам нового стиля на современной основе. Освобождение формы от историзма означало вместе с тем усиление духа абстракции, выражением которой становятся линия, цвет и фактура.

На выставках, пропагандировавших новый стиль, появляется все больше произведений подлинного модерна.