В. Апышков

В. АпышковИз стран Северной Европы, воспринявших это новое явление, В.. Апышков особо выделяет Финляндию, где новый стиль переплавился в оригинальное и здоровое явление с выраженными индивидуальными и национальными чертами. Наиболее ярким выразителем передовых рациональных идей в искусстве он считает Э. Сааринена.

Финляндия рассматривается им как некий пример для России в избрании самобытных путей воплощения нового.

Итак, в понимании процесса стилеобразования русская теоретическая мысль рубежа XIX-XX вв. шла не столько от предвзятой идеи стиля, сколько пыталась осмыслить то, что объективно происходило в самой архитектуре этого времени. Поэтому для нее были особенно важны рациональные тенденции формообразования и в гораздо меньшей мере поиски стиля в самой декорации модерна; преобладает конструктивная концепция, живописные истоки видятся лишь в системе его декорации, которая, однако, не отождествляется полностью с понятием стиля.

Но это, конечно, не значит, что русскую архитектурную общественность совершенно не интересовала проблема нового декора, вводимого модерном.

Объективная суп., его была понята верно.

В манерной кривизне линий, в линеарности декорации модерна некоторые увидели не только модные, пришедшие с Запада, приемы, но и органическую суть стиля, стремление приблизиться к свободным природным формам, что, как считал А. Дмитриев, вполне закономерно в обстановке усиливающейся урбанизации жизни. В современном творчестве,- писал П. Марсеру,- характерно непосредственное искание вдохновения в самой природе, что применение элементов, взятых непосредственно из нее, дало всем современным работам тот особый отпечаток, который так отличает их от всех предшествующих46.

«Современная стилизация растений и животных, фантастичность замысла, писал журнал «Зодчий», дают полную свободу форме…

и способствуют развитию художественных вкусов…».