Оптический эффект

Оптический эффектОптический эффект достигался вопреки технической и утилитарной целесообразности, т. е. констатируется разрыв формы и функции, характерный для модерна. Отсюда делается заключение, что суть архитектуры модерна не в конструкциях и внутреннем пространстве, а в декоративно-изобразительном выявлении внешних пространственных ценностей скульптурно-живописного порядка.

Вместе с тем декоративный отвлеченно-зрелищный подход к архитектуре сделал возможным стилизацию не только модерна, но и любых форм, т. е. допускал ретроспективизм.

Подражание стилям прошлого автор также характеризует как сюжетно-изобразительную,.

т. е. станковую категорию, как результат чисто идеологического восприятия форм, лишенных своей конструктивности. Далее прослеживается сама динамика стиля.

По мнению А. Федорова-Давыдова, новый стиль начинается с создания своего рода «уступчатой» постройки в духе XVII в. с пространственным динамичным разворотом форм: происходит оптическое раздробление объема и массы в живописную систему.

«Живописная установка» в архитектуре разрушала архитектоннчность, заменяя ее иллюзорной игрой света и тени. Формы превращаются в единую текущую массу, оптически отождествляемую с пятном в живописи, при этом в спайке всех элементов большую роль играют кривые линии.

Так обосновывается чисто живописная концепция стиля, особенно характерная для раннего модерна.

Смысл дальнейшей эволюции стиля модерн автор видит в постепенном преодолении живописности и перерождении ее в нечто архитектоническое, т. е. происходит как бы обратный процесс. Конфликт разнохарактерных тенденций разрешается на основе графического принципа, причем переход от декорации живописного пятна к графичности осуществлялся через стилизацию ампира, поскольку этому стилю было свойственно и то и другое начало.

В соответствии с общей эволюцией стиля обосновывается изменение цвета от ярких к блеклым тонам, и наконец, полному высветлению.