Идея возврата к классическому идеалу искусства была сродни эстетической программе «Мира искусства». А. Бенуа имел уже основание. говорить о новом понятии красоты, воспитанном «просветленным сознанием высокой художественной ценности давнишней архитектуры».
Но нет ничего насущнее классического идеала, говорилось в редакционной статье «Аполлона», его необходимо зажечь опять, «чтобы вдохновились эстетические стремления человечества.,.» Возврат к нему воспринимается как «протест против бесформенных дерзаний творчества (модерна — В. К-), забывшего законы.
культурной преемственности…». Чтобы обновить свое искусство, А. Бенуа призывает русских архитекторов перевоспитать себя в корне и «верным средством…
представляется для этой цели — классика».
Поворот к классическому идеалу сопровождается восторгами в адрес классического Петербурга.
«Люблю Петербург,- восклицает А. Бенуа,- и… нахожу в нем массу совершенно своеобразной, лично ему только присущей прелести…
». Остроумова-Лебедева называет его «нашим дивным городом». Однако уже очень скоро сторонники классического направления ощутили опасность поверхностного восприятия классики и превращения ее в такую же бутафорию.
Так, Г. Лукомский не без основания замечает, что стиль «ампир», принятый в начале движения и не получивший действительно серьезной разработки, постепенно стал приобретать исключительно декоративное значение.
Об этом писал и В. Курбатов: «постройки наших «ампиристов» грешат излишним стремлением к декоративности…».