«Железногвардейское» руководство

В середине января 1941 г. Антонеску напросился на второй визит к Гитлеру, чтобы обсудить вопросы о роли Румынии в системе гитлеровского блока на новый год, о ходе ее военной подготовки, а также «получить советы» относительно внутренней политики правителей легионерского режима. Последняя проблема Антонеску особенно волновала.

В правящей верхушке соперничество между сторонниками кондукэторула и главарями легионеров приняло ожесточенный характер.

Дорвавшись до власти, «Железная гвардия» использовала преимущества своего положения для обогащения своих членов и для сведения счетов со старыми и новыми противниками. К тому же «железногвардейское» руководство, уповая на свои заслуги перед гитлеровцами, шантажировало приверженцев Антонеску тем, что за действиями легионеров стоит гитлеровская клика.

Надеясь на поддержку гитлеровцев, легионеры вели подготовку к устранению Антонеску из правительства, чтобы сосредоточить в своих руках всю полноту власти.

Эти намерения прямо задевали румынские господствующие классы. В результате грабежа и присвоения экспроприированной собственности еврейских и венгерских капиталов за 130 дней пребывания у власти «железногвардейцы» награбили имущества стоимостью более 1 млрд лей, что подрывало и дезорганизовывало хозяйственную политику румынской буржуазии, не желавшей мириться с обогащением легионерских главарей за ее счет.

Конфликт в политической области обострялся разнузданным террором «железно-гвардейских» банд, которые истребляли не только коммунистов, деятелей демократического и рабочего движения, но и не останавливались перед убийством видных представителей буржуазно-помещичьих кругов. Дорога «Железной гвардии» к власти была усеяна трупами, начиная с премьер-министров И. Дуки (1934 г.), А. Калинеску (1939 г.), видных политических деятелей Н. Йорги, В. Маджару (1940 г.) и кончая резней во время мятежа в январе 1941 г. Мятежники-«железногвардейцы» во главе с X. Симой потребовали от Антонеску убрать из столицы войска и сформировать «чисто легионерское» правительство.