Скромная цель

Россия потеряла точку опоры в Болгарии. Избранный на болгарский престол князь Александр Баттенберг взял курс на сближение с западноевропейскими державами.

Австрийский капитал занял ключевые позиции в промышленном и железнодорожном строительстве в стране. Неудачные маневры царской дипломатии в Болгарии довели дело до разрыва отношений между двумя странами, продолжавшегося восемь лет (1886-1894 гг.). Даже скромная цель — помешать изменениям на Балканском полуострове — не была достигнута российской дипломатией.

На протяжении 80-х годов она теряла здесь одну позицию за другой, поэтому искать побудительные мотивы внешней политики королевской Румынии в опасениях, внушаемых российским экспансионизмом, значит оказаться в тупике.

Заключение в 1879 г. австро-германского союза, к которому в 1882 г. примкнула Италия, означало образование могущественной, не имевшей соперников группировки. Контуры русско-французского военного сотрудничества еще не проступали.

Франция, не имея внешнеполитической опоры, не дерзала бросить вызов победительнице 1871 г. В сложившихся условиях прежняя ориентация на Париж, как свидетельствуют румынские историки, не давала никаких особых выгод олигархии.

Румынские правители привыкли равняться на сильного.

А таковым, вне всякого сомнения, являлся Тройственный союз Германии, Австро-Венгрии и Италии. Олигархия по-прежнему собиралась играть роль часового западной цивилизации в устье Дуная, но теперь уже в качестве подручного не Франции, а кайзеровско-бисмарковского рейха.

Свое главенствующее положение на Балканах Бухарест хотел утвердить, опираясь на поддержку могущественной германской группировки.

В Берлине и Вене, в свою очередь, с удовольствием готовились принять в свой союз нового члена. Многие соображения — внешнеполитические, стратегические, экономические — определяли эту позицию.