Реформация в трансильвании

В 1550 г. Государственное собрание признало лютеранство официальной религией. Несмотря на противодействие крупного католического дворянства, лютеранство было принято частью венгерского дворянства Трансильвании, особенно мелкого, стремившегося использовать учение Лютера с целью секуляризации владений католической церкви и укрепления за ее счет своих экотгомических и политических позиций. Чтобы добиться равноправия в городском управлении, лютеранство принял и венгерский патрициат трансильванских городов.

Государственное собрание 1558 г., подтвердив свободу вероисповедания как для, так и для лютеран, приняло решение о ликвидации близкой к кальвинизму секты сакраментариев.

Провести его в жизнь не удалось – часть венгерского населения и клира отошла от учения Лютера и перешла к кальвинизму. Очагом его стал Клуж, кальвинизм был официально признан Государственным собранием в 1564 г. Успехам Реформации в Трансильвании способствовала поддержка князя Яноша Жигмонда, который стремился использовать реформационные учения для расширения социальной базы своей власти, для укрепления своих позиций в борьбе против Габсбургов.

В 1556 г. была проведена секуляризация церковных имуществ и трапсильвапские феодалы, примкнувшие к Реформации, присвоили себе бывшие церковные имения на условиях внесения в княжескую казну откупа.

Разумеется, сумма откупа с лихвой возмещалась феодалами при взимании десятины с крестьян.

Церковная десятина стала собираться в пользу княжеской казны, и лишь четвертая ее часть шла на приходские расходы.

Большой успех в Трансильвании приобрела проповедь реформационного учения – антитринитаризма, очагом распространения которого был Клуж. Сторонники антитринитаризма отрицали догму святой Троицы (отсюда их название -«антитринитарии», «унитарии»), божественность Христа, утверждали, значение человеческого разума и опыта.