Основные черты кулбтурного процесса в дунайских княжествах и трансильвании

Несмотря на это, в конце XVIII – начале XIX в. в Дунайских княжествах пробивала себе дорогу отличавшаяся от средневековой культура, вызванная появлением новых духовных потребностей, которые были обусловлены самим ходом поступательного социально-экономического развития важное значение для формирования этой культуры имели такты с культурой передовых стран Европы, в частности нации. Молдавское княжество испытывало известное влияние польской культуры.

Благотворными были культурные СВЯЗИ с Россией, в частности непосредственные контакты передовой общественности княжеств с образованными русскими офицерами во время русско-турецких военных кампаний на территории княжеств. Большую роль в формировании национальной культуры играли культурные взаимоотношения между Валашским и Молдавским княжествами и Трапсильванией, способствовавшие росту национального самосознания.

К середине XIX в. сознание культурной общности и языковой близости становится важным средством объединения княжеств.

С конца XVIII в. культурные процессы в Дунайских княжествах и Трансильвании развивались под знаменем идей Просвещения. В местных условиях оно представляло общественное течение, воплотившее стремление к европеизации, возрождению и прогрессу.

В отличие от западноевропейского Просвещения в Дунайских княжествах и Трансильвании это течение характеризовалось проявлением национального самосознания. Мировоззрение просветителей основывалось на философской концепции рационализма.

Присущее просветительству возвышение человека и разума как движущей силы общества, пропаганда позитивных знаний наносили удар по феодальной теологической идеологии. В то же время в социальной области просветительство не выходило за рамки реформизма.

Его идеологи, преимущественно принадлежавшие к крупному боярству, ограничивались критикой существующих феодальных порядков, считая главным средством достижения социальной справедливости просвещение народных масс.