Области культуры

Хороший знаток русской литературы, он посвятил ряд статей Пушкину, Лермонтову, Гоголю, Достоевскому, Толстому, Шевченко, призывая брать пример с них в служении народу. В конце XIX в. творил Т. Некулуце (1859-1904), поставивший свой стих на службу пролетариату.

Сами названия его произведений говорят об их социальной направленности-«Швея». «Хор рабов», «Мученики и палачи».

Константин Милле (1861 -1927) в автобиографическом романе «Дину Милиан» осветил начало румынского социалистического движения. Вокруг журнала («Румынская жизнь») объединилась группа высокоталантливых писателей, правдиво показывавших жизнь румынского села.

Наряду с литераторами старшего поколения здесь выступали Михаил Садовяну и Тудор Аргези, расцвет творчества которых пришелся на межвоенные годы.

Радетели патриархальной старины выступали на страницах журнала «Сэмэпэторул» («Сеятель»).

Они не закрывали глаза на нищету и прозябание деревни – отрицать это было невозможно.

Однако «обновление жизни» они усматривали в возврате к прошлому, в реставрации «истинно румынских» духовных ценностей.

Село как хранителя этих ценностей сэмэнэторпсты городу (иными словами, крестьян противопоставили рабочим). Их произведения, написанные с реакционных Ломантических позиций, отдавали дань национализму.

Не осталась румынская литература в стороне от веяний начале XX в. символизма.

Наиболее видным его представителем был Джордже Баковия (1881-1957). Его лирика проникнута грустью – промозглая осень, холодная зима, в снегу и недвижимости провинция.

Баковия не терял, однако, веру в лучшее будущее и на склоне дней своих приветствовал народную Румынию.

Значительное распространение в Румынии получила русская литература.

Воздействие ее на формирование критического реализма в румынской культуре несомненно, несмотря на настороженно-враждебное отношение ко всему русскому официальных кругов.