Наставники фашизма

Один из видных румынских поэтов, драматург, философ, сам он не скатился на позиции фашизма, но его философская система, провозглашая отказ от борьбы, уход от действительности, основывалась на поисках и прославлении высших свойств «румынской души»; в своем иррационализме она олицетворяла состояние духовного метания буржуазных идеологов. Они все глубже увязали в реакционном болоте, подготавливая, таким образом, идейную почву для развития фашистской идеологии.

Румынский фашизм – будь то легионерское движение «Железной гвардии», режим королевской диктатуры или позже военно-фашистский режим Антонеску – постоянно стремился подвести под свою политику идеологическую базу.

У него были свои философские «основы» и свои теоретики.

Проповедуя покорность судьбе, мистические каноны христианской морали, требуя слепого подчинения воле монарха и легионерского «вождя», духовные наставники фашизма объявили борьбу против разума, за самовыражение «духовного инстинкта». Одним из теоретиков и идеологических защитников фашизма в Румынии был Нае Ионеску, автор философской концепции «трэиризма» (переживания), в основе которой лежит система ницшеанской иррациональности.

Он отказывал человечеству в его вере в идеалы прогресса и ценности духовной жизни.

Напротив, Ионеску предлагал вернуться к примитивизму и религиозности замкнутой крестьянской общины.

Представители его философской «школы» -«железногвардейцы» Э. Чиоран и Э. Берня рьяно развивали религиозные аспекты фашистской доктрины.

Навязчивая идея смерти и безнадежности бытия господствовала в их размышлениях о божественном предначертании легионеров отдать жизнь, принести жертвы во имя борьбы за призрачные «национальные интересы» фашистской клики Антонеску, когда она примкнет к крестовому походу Германии против коммунизма.