Культурные процессы в Дунайских княжествах

«История начала румын в Дакии» П. Майора и других их исторических сочинениях, а также в работах остальных представителей «трансильванской школы» обосновывалось романское происхождение влахов, непрерывность их обитания па территории Трансильвании. Результаты исследований по истории их языка, доказывающие его латинское происхождение, нашли отражение в грамматиках, написанных С. Мнку-Клаипом и Г. Шинкаем, И. Будай-Деляну. Идеологи «трансильванской школы» ратовали за предоставление влахам политических прав, возможности получения образования на родном языке, за развитие национальной культуры.

Для деятельности ее представителей были характерны антиклерикализм, направленный против господства поддерживаемого Габсбургами католицизма, критика феодальных институтов, выступления против крепостничества, находившие отклик в среде Угнетенного влашского крестьянства. Находясь под влиянием Умеренного австрийского и немецкого просветительства, идеологи нового движения не шли дальше критики, рассчитывая на воплощение своих общественных идеалов при «просвещенном абсолютизме».

Определенным радикализмом отличались лишь взгляды И. Будай-Деляну, который разделял идеи Великой французской революции и являлся сторонником ликвидации социального неравенства путем восстания народных масс.

Благодаря просветительству возрос интерес к научным знаниям. Получили развитие естественные науки.

Значительным вкладом в медицину того времени был трактат окулиста И. Пиуариу-Молнара (1749-1815).

Широкую известность получил созданный венгерским химиком Ф. Ныологаем метод противооспенных прививок.

Видное место в области минералогии заняли труды венгерского ученого Ф. Венке.

Во второй половине XVIII в. расширилось образование. В результате усилий деятелей «трансильванской школы» в Трансильвании появилось много новых начальных школ, в том числе для влахов, для которых начали издаваться учебники и пособия.