Концепции «легионерского государства»

Идеи национализма, «интересов нации» занимали важнейшее место в арсенале фашистской пропаганды. Причем им придавалось более широкое значение, чем понятиям «любовь к родине»-«патриотизм». Истоки национализма связывались буржуазными теоретиками с духом «румынизма», якобы порождаемого и заложенного в румынской нации древней историей латинского происхождения румын.

В 30-е годы эта ориентация разрабатывалась на страницах журнала «Гындиря» («Мысль»), редактором и идеологом которого был Никифор Крайник. Течение «гындиризма» объединяло все разновидности идеализма на румынской почве и пропитало различные области политической и культурной жизни Румынии.

Тот же миф о примате «румынизма», «румынской крови» был положен в основу концепции «легионерского государства» Траяна Брэиляну, министра фашистского режима накануне войны. Примыкала к «гындиризму» корпоративная система М. Манойлеску, профессора политэкономии, министра многих буржуазных румынских правительств.

Разрабатывая принципы организации классов и слоев румынского общества по корпорациям Манойлеску использовал опыт итальянского фашизма и также в центр своих теоретических построений ставил идею превосходства фашистской элиты и «чистоты» румынского происхождения.

Характеризуя идейно-политический климат общественной жизни страны в межвоенный период, Пленум ЦК РКП (1968 г.) подчеркивал необходимость иметь в виду, «что в Румынии долго существовал фашизм, что легионеры – эта банда убийц – оказали пагубное влияние, распространяли свои ретроградные, шовинистические и реакционные концепции, которые нанесли тяжелый урон интересам нашего народа».

Против фашистской идеологии, реакционной философии, шовинизма и воинствующего национализма поднялись представители передовых демократических сил научной и творческой интеллигенции Румынии.