Карпато-дунайские земли в Х-ХШ вв

По данным западноевропейских источников, приблизительно в этих же местах в первой половине XIII в. обитали бродники, о которых ученые по сей ведут споры. В ходе совместного проживания в Карпато-Дунайских землях этого многоэтничного (с различным социально-экономическим уровнем) населения в X-XIII вв. происходили процессы взаимовлияния и ассимиляции. Археологи фиксируют для этого времени в регионе своеобразную синкретическую материальную культуру.

В румынской исторической науке она носит название Дриду, советские историки именуют ее Балкано-Дунайской.

В этой культуре исследователи выявляют черты, типичные для различных этнокультурных групп, что свидетельствует о том, что каждый из существовавших в то время в регионе этносов внес свой вклад в ее создание.

Раскопки поселений того времени говорят о занятиях населения сельским хозяйством – земледелием, скотоводством, а также промыслами. Возделывались пшеница, рожь, ячмень, просо; выращивались горох, бобы, чечевица, лен и конопля.

Было развито садоводство и виноградарство.

Ремесло находилось на начальной стадии отделения от земледелия; были распространены гончарное дело, добыча и обработка металлов.

Через Карпато-Дунайские территории проходили международные торговые пути, связывавшие страны Центральной и Юго-Восточной Европы, что не могло не влиять на развитие внутреннего обмена в регионе. Как показывают материалы раскопок, в Карпато-Дунайских землях имели хождение товары из Византии и Древнерусского государства.

Находки монет говорят о наличии здесь денежного обращения. Сведения источников о социальном развитии населения региона скупы.

По мнению большинства ученых, основой общественного строя местного населения в рассматриваемое время была территориальная община.

Среди общинников развивалась имущественная и социальная дифференциация, которая вела к образованию антагонистических классов.