Идеи Просвещения

Поборниками светского обучения на родном языке выступали молдавские просветители конца XVIII в. А. Хотинский, В. Костаке. Характерной чертой культурного развития княжеств в XVIII в. было увеличение элементов светской культуры. Но утверждение их проходило медленно; сохранение феодальных отношений обеспечивало церкви незыблемость ее авторитета.

Идеи Просвещения пробуждали интерес к научным знаниям.

В конце XVIII – первой четверти XIX в. в Валахии был переведен ряд учебников по математике; появились агрономические труды, переводы зарубежных пособий по космологии.

Молдавский просветитель А. Хотинский в 1795 г. издал «Элементы арифметики» на основе перевода и переработки труда итальянца А. Конти, а С. Буффье перевел с итальянского Учебник по географии, дополнив его сведениями о княжествах.

Такие издания необходимы были в связи с расширением системы образования. Их появление диктовалось потребностями Производства в условиях развития элементов капиталистического Уклада в рассматриваемый период.

Образование получали не только в действовавших господарских школах при монастырях в церквах; часто боярских детей отправляли учиться за границу.

В Яссах продолжали действовать греческая школа при церкви Трех Святителей и славяно-романская школа при церкви св. Саввы.

Господарская школа в Яссах в 1766 г. получила статус академии.

В 1776 г. в Валахии в академию была превращена греческая школа св. Саввы. Господарские академии предназначались для боярских отпрысков, получавших здесь начальное, среднее и высшее образование.

Детям, происходившим из ремесленных и торговых сословий, разрешалось посещение только начальных классов.

Преподавание в академиях велось на греческом языке, в системе обучения сохранялась средневековая схоластика. Академии, начальные школы существовали также в других городах, при монастырях и церквах.

В конце XVIII в. были открыты господарские начальные школы в уездных центрах Валахии – Крайове, Бузэу, Плоешти.