Экономическое и политическое течение крупного румынского капитала

Это последнее направление особенно активно проявило себя с середины 30-х годов в условиях нарастания кризиса буржуазной демократии и пессимистических настроений в политической идеологии господствующих классов Румынии. На рубеже 20-х годов после окончания первой мировой войны особенно заметно было оживление попыток буржуазных теоретиков выработать программу «обновления» капитализма, среди них выделяются два ведущих направления – неолиберализм и царанизм. Неолиберализм появился как экономическое и политическое течение крупного румынского капитала и стал доктриной национал-либеральной партии.

«Крестным отцом» его выступил экономист HI. Зелетин.

Суть концепции Зелетина сводилась к утверждению, что румынское общество после 1918 г. вступило в период созидательной деятельности и капитализм сможет еще выявить созидательные способности по обновлению социально-экономической жизни общества, добиться процветания страны на пути индустриализации. При этом все социальные слои, и прежде всего рабочий класс, по мнению Зелетина, должны были осознать свою ответственность в этом «обновлении» и помочь «собственной» буржуазии в ее стремлениях совершенствовать капитализм.

Иными были идейные источники и постулаты и идеологической программы партии. Творцом царанистских теорий, замешанных на иллюзиях благодетельности послевоенной аграрной реформы для дальнейшего прогресса румынского общества, был В. Маджару.

Прославляя результаты реформы за их якобы эффективное воздействие на хозяйственную деятельность румынской деревни и замалчивая при этом процессы размывания и разорения крестьянской массы, Маджару рисовал перспективу построения в Румынии особого «крестьянского государства», основанного на мелкой крестьянской трудовой собственности, добивающегося процветания всех классов и слоев общества без эксплуатации наемного труда.

Отдельные буржуазные ученые, пытаясь объяснить законы общественного развития, выступали с критикой социальной румынской действительности и искали спасительный «третий путь» между капитализмом и социализмом.