Число средних учебных заведений

В 1862 г. было основано румынское научное общество, преобразованное через четыре года в Румынскую академию. Развитие румынского просвещения в Трансильвании происходило в борьбе с ужесточавшимися мадьяризаторскими тенденциями венгерского правительства.

В 1868 г., по закону Деака-Этвеша, в Венгерском королевстве было введено обязательное образование для детей от 6 до 15 лет с правом преподавания на родном языке. Однако, не будучи подкреплен финансовыми мерами, закон этот для румынского населения остался на бумаге.

В 1879 г. венгерский язык был сделан обязательным предметом во всех румынских школах; в начале нового XX столетия все начальные и средние школы с преподаванием на румынском языке были закрыты.

На родном языке продолиалось лишь обучение в церковно-приходских школах, где больше занимались зазубриванием молитв, чем грамотой.

Итоги были неутешительны – более трех четвертей румын Трансильвании оставались неграмотными (среди венгров области – менее трети, немцев – одна пятая часть). Идею создания румынского университета в Трансильвании осуществить не удалось.

Единственно, что удалось трансильванским деятелям просвещения, это добиться создания кафедр румынского языка и литературы в университетах Клужа, Будапешта и Вены.

Вслед за венгерской научно-просветительной Ассоциацией Трансильванского музея в 1862 г. возникло румынское общество «Астра».

Объединение княжеств, завоевание независимости страны, буржуазные преобразования, потребности производительных сил дали определенный толчок развитию естественных наук.

В 1865 г. в Бухаресте возникло общество для их изучения, через семь лет появилось Географическое общество.

В университетах открылись медицинские факультеты, читались курсы геологии и минералогии. Видную роль в развертывании экономических и агрономических исследований сыграл П. С. Аурелиан (1833-1909).

Крупным специалистом в этих областях был Ион Ионеску де ла Брад (1813-1891), выступивший против кабальных для крестьян условий сельскохозяйственных контрактов.