Железный стиль

Железный стильС этих же позиций объяснял некоторые постройки «национального стиля» и П. Соколов35. Характерно, что такой подход к формообразованию распространен был не столько в среде архитекторов, сколько художников, с их предрасположенностью к живописному образному мышлению.

Мысли о ведущей роли эстетического начала в архитектуре проскальзывают и на страницах журнала «Московский архитектурный мир»: «Современное зодчество только тогда выйдет на надлежащий путь, когда оно, не упуская из виду работы над разрешением задач технического характера, будет прежде всего руководствоваться…

чисто эстетическими началами…

архитектор непременно должен быть и художником, умеющим глубоко прочувствовать начала красоты и гармонии линий и форм…

Поэтому техника и материал являются факторами, лишь обуславливающими направление творческой воли архитекторов в том или ином смысле, но никогда не могут быть для него исходными или руководящими данными…». Рациональные критерии в оценке модерна заставляли под таким же углом зрения воспринимать и все новое, что шла в Россию с Запада.

Поэтому не случайно русская критика особенно приветствовала такие явления, как оформительское искусство австрийского архитектора Иозефа Хофмана, высокое мастерство которого отмечалось тогда русской прессой. «Венский Сецессион», писал журнал «Зодчий», дал миру уроки изящества и уважения к произведениям нового искусства.

Особенно ценилась Дармштадская школа в Германии и деятельность таких архитекторов, как Ольбрих и Биллинг.

Их жилые постройки характеризовались как «откровенно выражающие внутреннее расположение и приспособление к удобствам…». Отмечалось также «пренебрежение к показной парадности» и что «лучшие солнечные стороны заняты в них жилыми комнатами».

В целом «это гораздо ближе к потребностям новых классов и производительной образованности…

». Высокую оценку получили произведения архитектора Хофмана: «Он рационален и строг, он весь проникнут гармоничностью, поисками более красивых пропорций…».