Стиль архитектуры и его эстетические впечатления

Стиль архитектуры и его эстетические впечатленияБолее развернутую оценку архитектуры европейского модерна с рационалистических позиций дает в своем труде В. Апышков. Пионерами европейского модерна он считает Д. Рескина и У. Морриса. Он отдает Должное их попыткам вывести искусство из плена отвлеченного эстетизма, соединить его. с жизнью и демократизировать, т. е. сделать достоянием всех.

Критикуя Рескина за полное отвержение индустриальной культуры, В. Апышков отдает предпочтение У. Моррису, характеризуя его постройки.

как образцы новой рациональной архитектуры, в которых практическое и художественное выступают в нерасторжимом единстве. Он обращает внимание на тот факт, что из прошлого У. Моррис брал сами конструктивные принципы, а не внешнюю декоративную сторону, что он дешевыми средствами сумел добиться максимального эстетического эффекта, утвердив в сущности в своих простых и целесообразных постройках новый критерий красоты.

Таким образом, В. Апышков весьма высоко оценивает начинания английского модерна.

Обращаясь далее к Бельгии, стране, где в развитии новых идей в архитектуре основную роль играл X. ван де Велде, В. Апышков отмечает, что достоянием бельгийской школы было создание новых форм, вытекающих из современных конструкций, и прежде всего металла.

В связи с этим он высоко оценивает работы В. Орта. Большой — интерес проявляет В. Апышков к центрам нового искусства в Австрии и Германии, с которыми Россия находилась в более тесном контакте.

Он высоко оценивает деятельность Дармштадской и Мюнхенской школ, наиболее решительно вставших на путь обновления искусства, но особо выделяет Вену — «Венский Сецессион», как наиболее радикальный центр, где работали О. Вагнер, Й. Ольбрих, И. Хофман.

В руководящих тезисах О. Вагнера: «Ничто не практичное не может быть прекрасным», «материал и техника влияют на композицию, а не наоборот», видны аналогии мыслям В. Апышкова, А. Красовского. Они близки и в понимании эстетического, не отождествляя его с утилитарной формой, предполагая «преобразование полез-, ного в изящное».