Ранний, «неоромантический» модерн

Ранний, «неоромантический» модернМосква, напротив, способствовала свободному ничем неограниченному проявлекию модерна, здесь особенно пришлись по вкусу его пластические и живописно-декоративные качества, в полную меру раскрылась органическая потенция модерна. Свободный романтический идеал крылся в образе жизни самой Москвы, в характере ее искусства и архитектуры, в специфике городского ансамбля.

Москва выдвинула свою плеяду мастеров нового стиля в лице таких архитекторов, как Ф. Шехтель, Л. Кекушев, Г. Гельрих, А. Кузнецов, А. Зелеяко, И. Иванов-Шиц, А. Щусев, В. Шервуд и другие. Ранний, «неоромантический» модерн начался в России с бурных проявлений, давших вспышку и пластицизма, и органической экспрессии, новой декоративности, живописности и линеарности.

В разнузданном декоративизме раннего модерна нельзя не видеть и определенного влияния эклектики с ее пристрастием к декоративным деталям.

Это ощущается и в том, как модерн по началу причудливо перемешивает ультрамодные мотивы с тем, что досталось ему от старых стилей. Вместе с тем уже на этой фазе в нем проявились и рациональные качества, и все это слилось в единой системе.

Как очаг нового искусства Москва наиболее благоприятствовала такому необычному симбиозу качеств раннего модерна, и московские особняки могут дать о нем наиболее полное представление.

Внимание заслуживают прежде всего некоторые произведения Ф. Шехтеля, Л. Кекушева, А. Зе-ленко, В. Шервуда, Г. Гельриха.