Произведения архитектора

Произведения архитектора

Однако многие произведения стиля модерн, экспонировавшиеся на выставках «Венского Сецессиона», давали повод говорить о нем и нечто обратное: «то что красиво — не ново, а то что ново — некрасиво» 39. Столь же активной была реакция на европейский модерн в связи с выставкой «Нового стиля» в Москве, имели место весьма нелестные отзывы о некоторых работах Ч. Макинтоша и Й. Ольбриха, экспонировавшихся на этой выставке. У русской критики были основания относиться настороженно к субъективным проявлениям декоративной тенденции в европейском модерне и даже открытые приверженцы его предупреждали об этих крайностях.

Отпугивала надуманность многих декоративных форм, пришедших к нам с Запада, их крикливость и экстравагантность.

В этом усматривали не более как «псевдоноваторство», в мотивах новой декорации модерна критиковался «формалистический культ линии».

В связи с этим много упреков было в адрес X. ван де-Велде. Его эксперименты по созданию новой декорации многим казались тогда сомнительными, лишенными смысла.

Предостерегая от бездумного копирования модных европейских форм из заграничных журналов, Е. Баумгартен призывает русских архитекторов проникнуться истинной сущностью нового, изучить наиболее удачное из современных произведений западноевропейского модерна.

Волна декоративизма, захлестнувшая модерн на первоначальном этапе, вызывала тревогу за судьбу нового стиля.

Особенно определенно она прозвучала в выступлении М. Сыркина: «…стиль архитектуры и его эстетические впечатления определяются лишь характером скелета сооружения, а не декоративными формами».

«Никакая изобретательность в придумывании небывалых украшений не могла дать действительно самостоятельной новой архитектуры и не в них была сила…» И наконец: «Новому искусству, если оно вовремя не повернет на другой путь, грозит опасность выродиться в еще одну ненужную систему внешних форм, как и прежде»,- заключает М. Сыркин.