Постройки московского и петроградского модерна

Постройки московского и петроградского модернаВ ретроспективном обличье модерн жил недолго, уже в конце 90-х гг. можно говорить о появлении в России построек «чистого» модерна. Модерн стали узнавать в России по его необычайной «модной» декорации, хотя новация его, как уже говорилось, затронула самые основы архитектуры. Проявившись в полную меру в особняках, модерн распространился и на массовую застройку (доходные дома), а также на общественные здания, т. е. стал широко употребимым стилем.

Его уделом стала и обширная сфера деревянного строительства, в стиле «модерн» проектировались многие станционные дорожные сооружения. При этом мы обнаружим и самое разное качество модерна, от профессионально выполненных столичных образцов до провинциальных пародий на модерн; вещи явно подражательные, бездумные и рядом с ними совершенно оригинальные, с признаками самостоятельного художественного мышления.

Встречаются и самые разные оттенки этого стиля, то в духе общепринятых европейских примеров, то выступающего в сугубо русифицированном национально-романтическом преломлении.

И все же можно говорить о двух основных очагах новой архитектуры – в Петрограде и Москве. Далее следует выделить Прибалтику, Украину, торговые города Поволжья.

Своеобразны и далеко не идентичны были постройки московского и петроградского модерна.

Издавна существовавшие различия в архитектуре этих городов передались и новому стилю.

Принцип регулярности и классической строгости, заложенный в ансамблях Петрограда, оказался более авторитарным началом, чем новация самого модерна; поэтому в архитектуре петроградского модерна в большей мере сказывалось сдерживающее влияние классической традиции.

Здесь работала плеяда крупных квалифицированных мастеров, связавших свое творчество с новым стилем. Среди них Ф. Лидваль, Н. Васильев, А. Гоген, А. Оль, И. Фомин, М. Лялевич, М. Перетяткович, А. Белогруд.

Петроградский модерн более строг, конструктивен и рационалистичен; в нем нет экстравагантности, он свободен от безграмотного провинционализма, ему нельзя отказать во вкусе. Словом, на нем лежит печать более высокого уровня художественной жизни тогдашней столицы.

Comments are closed.

Декоративная живопись
Памятники архитектуры