Написание истории архитектуры

Написание истории архитектурыНаписание истории архитектуры последнего предреволюционного этапа. Работа концептуальна и затрагивает лишь основные проблемы. Это определяет особенности ее структуры, подбора материала, отличающихся от обычного исторического изложения.

Анализ фактического материала дается лишь в той мере, в какой это необходимо для концептуальных подтверждений, при этом привлекаются наиболее характерные произведения модерна, ибо уже на сегодняшний день имеются сводные обзоры развития архитектуры интересующего нас времени и собран значительный фактический материал.

Базируясь на достигнутых научных результатах, автор делает попытку, во-первых, углубить художественную проблематику архитектуры модерна, уделив первостепенное внимание аспекту собственно формы; во-вторых, осмыслить архитектуру модерна в параллельной связи с другими художественными явлениями того времени; в-третьих, рассмотреть архитектуру модерна в свете основных мировоззренческих концепций, имеющих к нему прямое отношение, и, наконец, на этом основании объяснить внутренний (формологический) смысл развития архитектуры на последнем, предреволюционном этапе и ее соотношение с советским архитектурным опытом 20-х гг. Выделяя аспект собственно формы, автор тем самым придает более расширительный смысл самому понятию «модерн», включающему в себя не только стилевое выражение, но и объективные признаки формообразования, т. е. становление новой формально-пространственной системы. В связи с этим делается попытка ответить и на еще весьма спорный в архитектуроведческой науке вопрос: насколько можно считать модерн началом современной архитектуры или он скорее означал конец предшествующего исторического процесса?