Энергичный импульс

Энергичный импульсВ силу ограниченности своего воздействия на внешнюю среду пространственная система особняка модерна допускает любую форму прилегающего участка, служащего продолжением его «микромира»; он не навязывает свои условия городу, а, напротив, вписывается в любую заданную ситуацию. Выражением характера всей системы стала и декорация раннего романтического модерна. Со снятием тектонической функции с декора возникает его новое отношение к поверхности системы как поля для украшения, т. е. с этого момента он обретает свой истинно декоративный смысл, его расположение на стене может быть совершенно свободным.

Органические основы декорации раннего модерна наиболее наглядно себя выражали в ее новом орнаменте, в мотивах флоры и фауны, иллюстрирующих жизненные импульсы и ритм мира природы.

Нет предела его разнообразию и свободе, но в нем всегда есть присущий модерну основной художественный признак — стилизация.

Слишком очевидные исторические ассоциации в декоративных мотивах модерна говорят о большой осведомленности его мастеров, хорошо изучивших мировой опыт и преднамеренно подчеркивающих преемственность связи с ним. Поэтому мы найдем в декоре реминисценции самых разных стилей.

Трактовка растительных мотивов то приближается к пластической экспрессии барокко, то переходит в грацию стремительно бегущих и изгибающихся линий рококо.

В некоторых растительных мотивах видна перефразировка стилизованных форм Древнего Востока, а в строгих геометричесих линиях — влияние греческого орнамента. При этом происходит вторичная стилизация уже когда-то стилизованных мотивов, отчего возникает эмоциональное перенапряжение их, доведенное до гротеска.