Древнерусский опыт храмоздания

Древнерусский опыт храмозданияНеоготика стала предметом серьезных экспериментов у Ф. Шехтеля, Е. Шретера, К. Шмидта. В. Шене и некоторых других русских архитекторов. С ее помощью и в ее обличье они пытались выразить существо рождающейся новой системы; на дан — 1 ном этапе проблема неоготики сводилась отнюдь не к декорации, а к уяснению ее конструктивных формообразующих принципов.

Такое познание готики оказалось воз-можным лишь на основе метода стилизации модерна. В самом деле, сквозь готическое обличье (которое, разумеется, было лишь данью привычного для того времени историзма) заметно проступали признаки новой, свободно развивающейся изнутри, с пространства интерьера, системы.

Пространство стало здесь исходной основой объемного построения с таким же естественным свободным развитием формы. Уже в «неоготических» особняках произошла перекомпоновка помещений, тяготеющих к главному входному узлу с парадной лестницей и холлом, хотя еще не было достигнуто выраженной центричности всей пространственной системы.

Появилось характерное для особняков модерна рассредоточение основных функций в самостоятельные объемы, их живописная компоновка и балансирование вокруг наиболее крупной объемной доминанты. Конструктивные принципы готики помогли приблизиться к выражению желанного единства между внешней оболочкой и заключенным в ней пространством.

Именно в неоготике благодаря объемному трехмерному формообразованию впервые появилась такая новая черта, как «всефасадность» разрушившая привычное статически разомкнутое восприятие композиции. По-новому осмысливается роль окон и стены: огромные окна раскрыли стены и стали основным лейтмотивом оформления фасада.