«Зодчий» стиль

«Зодчий» стильОсобое значение имел III съезд русских зодчих, собравшийся в 1900 г., в пору начавшегося развития модерна. Характерно, что на этом съезде полностью была снята ретроспективная постановка проблемы стиля, «археологизм» уже более никого не убеждал. Большинство его участников сосредоточили теперь свое внимание на поисках новых путей к стилю, исходя из насущных задач современности — социальной и демократической программы строительства и возможностей прогрессирующих науки и техники.

Это (5ыли те идеи, которые синтезировал в основном докладе съезда А. Бернардацци. «Возрастающим проявлением человечности должна стать-забота о народе,- говорил он,- для него теперь и надо строить.

Стоит задача создания если не стиля, то новых типов зданий для всенародного пользования, что можно достигнуть демократизмом всей нашей жизни и средствами техники.

Эти два начала, очевидно, и должны лечь в основу современной архитектуры». Прообразом такой архитектуры всенародного пользования стала его идея «Народного музея»23. Выступление А. Бернардацци прозвучало программой действия для русских архитекторов.

В проблематике нового стиля выделялся прежде всего рациональный аспект.

Архитекторы все более склонялись к пониманию прекрасного в рациональном. В выступлениях П. Сюзора, В. Пясецкого, Б. Николаева, О. Мунца, и А. Гогена проводится мысль, что «принцип целесообразности — принцип архитектуры как строительства».

Пытаясь обосновать закономерность современной эстетики, И. Володихин говорит об изменчивости самого понятия красоты в зависимости от вкусов времени.

Он ссылается при этом на тезис Сократа: «красиво то, что нравится».

Принцип модерна с развитием формы «изнутри наружу» и стал в глазах современников выражением свободного целесообразного формообразования, освобожденного от академических канонов. Вновь создаваемые формы должны в каждом отдельном случае соответствовать индивидуальным вкусам, привычкам и образу жизни заказчика: в этом и заключается внутренняя мощь нового направления, неразрывно связывающего себя с жизнью…

Читайте так же:

Комментарии запрещены.

Декоративная живопись
Памятники архитектуры