В условиях империализма художественная культура России приобретает все более интернациональный характер. Заметно возрастает влияние европейского искусства, чему способствовали расширяющиеся международные культурные связи. Большая часть художественных объединений; выставок, съездов также падает на это время.
В условиях усиливающегося влияния социальных и демократических идей особую актуальность приобретает моррисовская концепция «жизнестроения» средствами искусства.
Заметно возрастает интерес к бытовому интерьеру и в связи с этим роль художественных промыслов (Абрамцево, «Талашкино» и проч.
). Возрождаются декоративная живопись и искусство театральной декорации, искусство керамики и бытовой вещи.
Все это мыслится теперь в неразрывной связи с архитектурой и градостроительством, с обостренным вниманием к новой форме и орнаменту, к проблеме современного стиля. Художники объединяют свои усилия в совместной работе по эстетизации быта, создаются предпосылки для взаимопонимания и синтеза искусств.
Таким образом, в художественной культуре возникает ситуация синкретизма, предрасполагающая к созданию стиля; проблема нового стиля витала в воздуха. Однако на рубеже XIX-XX вв. еще более усугубились противоречия буржуазной культуры.
С одной стороны, все усиливающиеся претензии «избранных» на элитарность художественной культуры, и с другой — растущая потребность в ее демократизации и общедоступности. Поляризация устремлений дает и небывалую вспышку индивидуализма, и развитие общественного гражданского самосознания одновременно.
Под влиянием неоромантизма возбуждается интерес к национальному прошлому России, тогда как научно-технический прогресс вселяет веру в новое, современное. На этой основе обостряется проблема национального и интернационального в художественной культуре.
Рассудочному и рациональному противопоставляется интуитивное и чувственное, привнесенное романтическим ощущением; инженерной мысли — эстетизм художников. Точно так же и в художественной культуре декаденс соседствует с передовым демократическим искусством.
Причем сложность ситуации заключается в том, что эта двойственность культуры подчас выступает в одних и тех же явлениях, у одних и тех же художников.