Романтическое состояние искусства

Романтическое состояние искусстваВ условиях империализма художественная культура России приобретает все более интернациональный характер. Заметно возрастает влияние европейского искусства, чему способствовали расширяющиеся международные культурные связи. Большая часть художественных объединений; выставок, съездов также падает на это время.

В условиях усиливающегося влияния социальных и демократических идей особую актуальность приобретает моррисовская концепция «жизнестроения» средствами искусства.

Заметно возрастает интерес к бытовому интерьеру и в связи с этим роль художественных промыслов (Абрамцево, «Талашкино» и проч.

). Возрождаются декоративная живопись и искусство театральной декорации, искусство керамики и бытовой вещи.

Все это мыслится теперь в неразрывной связи с архитектурой и градостроительством, с обостренным вниманием к новой форме и орнаменту, к проблеме современного стиля. Художники объединяют свои усилия в совместной работе по эстетизации быта, создаются предпосылки для взаимопонимания и синтеза искусств.

Таким образом, в художественной культуре возникает ситуация синкретизма, предрасполагающая к созданию стиля; проблема нового стиля витала в воздуха. Однако на рубеже XIX-XX вв. еще более усугубились противоречия буржуазной культуры.

С одной стороны, все усиливающиеся претензии «избранных» на элитарность художественной культуры, и с другой — растущая потребность в ее демократизации и общедоступности. Поляризация устремлений дает и небывалую вспышку индивидуализма, и развитие общественного гражданского самосознания одновременно.

Под влиянием неоромантизма возбуждается интерес к национальному прошлому России, тогда как научно-технический прогресс вселяет веру в новое, современное. На этой основе обостряется проблема национального и интернационального в художественной культуре.

Рассудочному и рациональному противопоставляется интуитивное и чувственное, привнесенное романтическим ощущением; инженерной мысли — эстетизм художников. Точно так же и в художественной культуре декаденс соседствует с передовым демократическим искусством.

Причем сложность ситуации заключается в том, что эта двойственность культуры подчас выступает в одних и тех же явлениях, у одних и тех же художников.