Проблема стиля

Проблема стиляБольшую роль в пропаганде технических достижений сыграли «Московское архитектурное общество», учрежденное в 1868 г., а также возникшее позднее (» 1870 г.) «Петербургское общество архитекторов». Журнал «Зодчий», который начало издавать это общество с 1872 г., затрагивал все актуальные вопросы развития; архитектуры и строительства и формировал общественное мнение.

Все это в немалой степени способствовало перестройке умов в направлении рационального мышления п поисков новых путей в архитектуре.

Основатель «Московского архитектурного общества» М. Быковский призвал своих членов «проводить здравые понятия в искусстве»: «Деятельность, по возможности независимая от предрассудков, завещанных нам преданием, дозволяет нам работать для достижений той пользы, которую архитектура может приносить построением зданий, удовлетворяющих современным потребностям жизни, выполняющих местные климатические условия прочности, гигиены и экономии». Ссылаясь при этом на опыт прошлого, он подчеркивал, что «самобытное и национальное искусство, выполнявшее свое высокое назначение, служило полным выражением быта и духа своего времени, чем самобытнее была архитектура, тем очевиднее для нас в ней тождественность ее форм и внутреннего содержания…

». В сущности М. Быковский формулирует новый рациональный критерий красоты: «Красота произведений всегда обусловливалась отсутствием фальши, соответственностью форм с методом конструкции, со строительным материалом и климатическими условиями».

А. Красовский в своем труде, посвященном гражданской архитектуре3, уже прямо провозглашает тезис: «техника и конструкция есть главный источник архитектурных форм.

Все архитектурные формы з общих своих очертаниях, поясняет он, определяются полезным их назначением, свойствами материала, условиями равновесия и прочности.

«Каждый материал должен быть обработан своеобразно своему свойству…, а способ его сопряжения определяет способ построения или конструкцию, а конструкция определяет наружную форму частей здания…

». Таким образом, устанавливается последовательная зависимость между материалом, конструкцией и формой, которую А. Красовский называет «правилом». «Соблюдение этого правила,- писал он,- придает строению качество, известное под названием архитектурной истины», достижение ее «составляет главное и первенствующее условие, которому должны подчиняться все другие правила образования форм…

», и, наоборот — «своевольная и необузданная истиною фантазия вместо форм рациональных и обусловленных конструкцией создает формы бесполезные и ложные…

» s.