Размах строительства многоэтажных доходных домов, вызванный приливом населения, появление новых общественных зданий и сооружений, заметно изменяет лицо города этого времени. Происходит уплотнение застройки в центре и разрастание рабочих окраин вблизи строящихся промышленных предприятий.
Скопление в городах людей вызывает транспортную проблему.
Свидетельством возрастающей потребности в различной информации стало обилие рекламных вывесок на фасадах городских зданий.
Однако освоение среды идет подчас в ущерб благоустройству городов и самой природе. Таким образом, и города не укладывались в классическую нормативность и она взрывалась изнутри развитием новой системы.
Всюду образуются механистические структуры с противоречивым совмещением старого и нового, с разрывом утилитарной и эстетической стороны архитектуры. В системе эклектики произошло «расцепление» рациональной внутренней структуры и декора, т. е. польза отделилась от красоты, вопреки призывам А. Красовского прийти к желанному их совмещению.
Еще не получили эстетического признания и применяемые новейшие рациональные конструкции. Поэтому, несмотря на накопление в системе эклектики прогрессивных элементов, перелома к новому качеству еще не произошло.
Эклектику следует рассматривать как подготовительный этап на путях к модерну.
Довершив расшатывание канона нормативной классической системы, она создает еще большую свободу, а с ней и определенные предпосылки для зарождения принципиально новой системы модерна. Но, расшив «швы», она не дала сцепления компонентов формируемой новой системы, пребывающих в разрозненном состоянии.
Эту задачу и взял на себя модерн.