Многоаспектное изучение

Многоаспектное изучениеСтановится очевидным, что модерн в зародыше содержал в себе все основные направления будущего развития архитектуры. В тенденциях последующего развития, отмечали Е. Борисова и Т. Каждая, «не только поиски рациональных схем функциональной архитектуры (1920-30-е годы), не только возвращение к ретроспективности архитектурных форм (1940-1950-е годы), но в какой-то мере и все более типичное для наших дней стремление к выявлению пластики архитектурных масс, к новой выразительности, основанной на экспрессии и динамичности органических форм — все эти тенденции в том или ином виде можно обнаружить в архитектуре начала XX столетия» 73. На связи модерна с последующими поисками в архитектуре указывает и С. Хан-Магомедов74.

Таким образом, восстанавливалась внутренняя связь разорванных явлений. .Модерн стал восприниматься в закономерной связи с предшествующим и последующим развитием архитектурных форм, были сделаны важные шаги к более диалектичному взгляду на процесс формообразования.

Но это было только началом переосмысления всей проблематики, связанной с архитектурой модерна.

Итак, можно констатировать, что многоаспектное изучение архитектуры русского модерна позволило существенно изменить наши суждения об этом явлении.

Стало очевидным, что вне модерна невозможно понять всю проблематику русской архитектуры рубежа XIX-XX вв. Модерн выглядит теперь как закономерная фаза в развитии новой архитектуры, имеющая свою предысторию и последующие выходы. Рассмотрение архитектуры русского модерна на фоне общеевропейского развития дало возможность исследователям говорить о первом, как об одной из национальных школ в системе европейского модерна.

«К середине 1900-х годов модерн з России обретает полную самостоятельность.

В нем больше выражены черты гражданственности и гуманизма, сильнее жизнеутверждающее начало, приглушенней звучат свойственные австрийскому и шотландскому зодчеству элементы эротики, болезненной утонченности и хрупкости. В целом русский модерн выделяется даже на фоне этих отмеченных рационализмом рациональных школ, Душевным здоровьем, мягкой человечностью и сдержанностью.