Эстетические задачи техники

Эстетические задачи техникиП. Страхов полагает, что техника оборачивается против красоты исключительно по причине социальной, вследствие разрыва художественной деятельности и производства. Вслед за А. Красовский, он также говорит о великой будущности железа как материала, которому предстоит создать новый «железный стиль» в архитектуре; что новая красивость, основанная на правде, появляется уже в сфере промышленных сооружений. Одной из задач современной архитектуры он считает поиски гармоничной связи железа с камнем.

Упругость и сила сопротивления — вот те выразительные архитектонические качества, утверждает П. Страхов, которые должны быть эстетически осмыслены архитектором.

В связи с этим он ставит вопрос о необходимости работы инженера в сотрудничестве с архитектором-художником и об эстетическом воспитании инженера.

Смысл развития техники исследователь видит в победе над инертной массой материала и достижении свободы творчества.

Техника должна разрушить сковывающие узы творчества и дать волю духу, открыть путь к прекрасной форме.

Техника дает первый толчок стилизации, направляя творчество, а затем возрастает роль самого творческого начала. П. Страхов констатирует отставание эстетического осознания, не успевающего за бегом новой техники.

Возлагая большие надежды на современную технику, он вместе с тем ставит вопрос об индивидуализации творчества в условиях машинного производства. Благодаря технике художественность станет достоянием большинства, заключает П. Страхов, т. е. будет разрешена социальная задача.

Было бы неверно, однако, полагать, что русская архитектурная мысль во взглядах на проблему стилеобразования развивалась лишь по заветам А. Красовского — «от полезного к изящному», «от техники к эстетике».

Такому пониманию противостояла сугубо художническая концепция стиля с абсолютизацией первоисходной эстетической посылки, которую особенно активно защищал А. Шусев: «Если во всем, а в особенности в идейных вещах, желать чтобы нас вдохновляла конструкция, то мы и новых конструкций не изобретем, вычеркнем из страниц архитектуры такие вещи, как фальшивые главки в русском стиле и фальшивый купол на гробнице Тамерлана в Самарканде.

В искусстве необходимо правильно выражать идеи и достигать силы впечатления, не раздумывая о средствах…».