Бурные порывы новаторов

Бурные порывы новаторовИ все же, несмотря на постоянно существующую оппозицию и предупредительную настороженность, к началу 1900-х гг. в архитектурной мысли России сложилось. совершенно определенное мнение в пользу модерна. Довольно солидная группа его сторонников открыто пропагандировала это новое движение, и прежде всего B. Апышков, П. Страхов, М. Сыркин, П. Максимов, П. Сюзор, И. Китнер, А. Бернардацци, Е. Баумгартен, Г. Дубе-лир, П. Марсеру, С. Серебровский, И. Ма-чинский, В. Пясецкий, А. Гоген, О. Мунц, Г. Тихомович, Б. Николаев, Л. Ильин, Г. Кривошеий, Н. Дмитриев, А. Степанов, А. Кузнецов, М. Диканский, Ф. Енакиев, А. Лолейт и другие.

Однако практика отставала в развитии от теоретической мысли своего времени и далеко не все из названных архитекторов строили в новом стиле.

Помимо журнала «Зодчий» стиль модерн пропагандировали на своих страницах и многие другие периодические издания того времени — журналы «Искусство строительное и декоративное», «Архитектурный музей», «Архитектурные мотивы», «Постройка», «Записки МАО», «Ежегодник С-Петербургского общества архитекторов», «Ежегодник МАО», «Архитектурный мир». Немаловажную роль в утверждении модерна сыграл журнал «Мир искусства», C. Дягилев восторгался произведениями нового стиля, экспонировавшимися на выставке в Москве, отмечая работы Ч. Макинтоша, И. Ольбриха и в особенности И. Фомина, создавшего, по его словам, «синтез нового стиля с духом русского народного творчества…

». Стилизаторский метод художников «Мира искусства» был сродни модерну, хотя это не помешало им в дальнейшем, когда снова обозначился поворот к ретроспективным стилям, критиковать модерн.