Архитектура русского модерна

Архитектура русского модернаВ русском модерне определеннее выражены черты чисто зрительной конструктивности, явившейся следствием художественного осмысления новых конструктивно-пространственных структур и новых материалов. …Тем более чужды ему вакханалия криволинейных орнаментов бельгийского «Art Nouveau», вычурность декора и форм немецкого «Югендстиля».

Эта оценка как – бы резюмирует проделанную за последние годы большую работу по изучению модерна. Вместе с тем наша наука не изменила своего мнения о модерне как явлению экспериментальном и противоречивом, со всеми его издержками и нерешенными проблемами, обусловленными конфликтностью буржуазной действительности.

Чтобы составить о нем объективное суждение, важно взаимосвязанное, системное рассмотрение всех определяющих факторов,. Проблема стиля обсуждалась в архитектурных кругах России на протяжении всего XIX в.; долгое время архитекторы склонны были решать ее на ретроспективной основе, т. е. исходя из стилей прошлого.

В середине XIX в. умами еще во многом повелевала народническая идея об истинно русском пути развития архитектуры и отсюда поиски ее истоков в древности (позиция Н. Султанова, И. Забелина, В. Стасова и других сторонников древнерусского стиля). Но их концепция содержала еще отголоски старой эстетики идей.

С другой стороны, в это же время все более настоятельно заявляла о себе эмпирическая эстетика, обосновывающая стиль исходя не из идеи, а из самого опыта – развития современной техники, новейших материалов и конструкций и тех требований, которые предъявлялись к архитектуре развивающейся жизнью. Таким образом, в подходе к проблеме стиля в русской архитектурной мысли образовалось два полюса, один из которых тяготел к ретроспективизму и традициям, а другой – к современности.

О том, что новый стиль, будет развиваться по второму пути, заговорили прежде всего инженеры, для которых это становилось все более очевидным.

Еще в начале XIX в. И. Свиязев в своих рассуждениях об архитектуре давал понять, что истинно новое лежит на путях освоения современных строительных материалов и конструкций.

Comments are closed.

Декоративная живопись
Памятники архитектуры