А. Красовский

А. КрасовскийВ расковывающей свободе формы была своя крайность, но современники понимали, что на первых порах это было неизбежно. «Буйные порывы новаторов зодчества,- писал И. Володихин,- к сожалению, проявляющих свою деятельность нередко в. грубых и непродуманных формах, представляют как бы начало восстания, низвержения власти, покоящейся на отжившей системе». В новациях модерна, рациональных основах формообразования О. Мунц видел тенденцию будущего развития: «Честное применение материалов и конструкций и чуткое удовлетворение потребностям современной жизни создают архитектуру грядущего» 21. В свете нового, что нес с собой модерн, особенно остро осознается бесперспективность эклектики и стилизаторства, с которыми еще прочно были связаны в своем творчестве многие русские архитекторы.

В наиболее концентрированном выражении концепция нового стиля получила обоснование в книге В. Апышкова «Рациональное в новейшей архитектуре».

Как и А. Красовский, он был далек от того, чтобы связывать новый стиль только с декором; новое модерн ищет, по его мнению, в существе возникающих конструкций и построек, добиваясь целесообразности и логики материала.

Отсюда призыв ориентироваться на современные требования и новую технику.

Мысль, высказанная когда-то А. Красовским, о том, что железо — современный стилеобразующий материал, развивается на страницах книги В. Апышкова теперь уже как очевидная истина: модерн выдвинул художественную игру нового материала. Необходимость современного стиля В. Апышков обосновывает историческим опытом архитектуры: «каждая эпоха создавала свой архитектурный стиль.