А. Красовский

А. КрасовскийДинамика стилеобразования представляется А. Красовскому как постепенный диалектический процесс, и отсюда его основной тезис: «Лозунг наш — преобразование полезного в изящное», т. е. выдвигается рациональная конструктивная концепция стиля. Он предсказывает великое будущее железу: ему «…предстоит участь совершить переворот в архитектурных формах и произвести новые оригинальные современные формы, которые и составят, вероятно, новый стиль.

Для содействия развитию этого нового стиля не надобно удаляться от истины и подделываться металлом под формы каменных и деревянных построек, а изыскать для него самостоятельные формы…»10. Задача художника состоит в том. чтобы •придать «грубым формам техники художественную законченность» п. Однако, ориентируясь на новое, А. Красовский вместе с тем не отрицает значение исторического опыта для современности: «Из истории видно, что…совершенство зданий всегда имело началом строгое соблюдение условий, данных назначением здания, климатом страны и свойством материала…

». Отсюда он видел необходимость изучения исторических стилей с целью усвоения из них всего полезного, применимого к современности; но это должно быть не рабским копированием форм прошлого, а должно помогать воспитывать и чувство изящного у современного архитектора. Таким образом, эстетика А. Красовского своей утилитарной стороной в какой-то мере соприкасалась с практической эстетикой Г. Зампера, хотя последняя воспринималась русской теоретической мыслью того времени, как мы убедимся далее, весьма критически.

Учение А. Красовского оставалось основополагающим и на последующем этапе развития архитектурной мысли в России, в конце XIX — начале XX в. его идеи находили все большее признание среди русских архитекторов.