В. Поленов

В. ПоленовОбостренное чувство красоты стало велением времени. После долгого состояния «будней» во всех искусствах начинаются поиски особо возвышенного, прекрасного, качественно нового, не похожего на предшествующее. Началось это с таких ярких явлений, как А. Чехов, Н. Левитан, В. Поленов, В. Серов, художники-импрессионисты, и получило наиболее концентрированное выражение в эстетизме «Мира искусств» и «Голубой розы».

Искусство утвеждало себя прежде всего как искусство состояния, настроения, преломленное через призму сугубо личностного восприятия и переживания.

Тенденция к обобщению и образности ранее всего стала намечаться в сфере литературы и изобразительного искусства. Обобщающее образное мироощущение времени выразилось в творчестве поэтов-символистов К — Бальмонта, Ф. Сологуба, В. Брюсова, А. Блока, А. Белого, Д. Мережковского и многих других и. Это время оказалось необычайно благоприятным и для условного мира театра.

«Вещизм» натуралистических декораций был вытеснен обобщающими живописными образами в декорациях В. Васнецова, В. Поленова, С. Малютина, С. Коровина, М. Врубеля, А. Головина, Л. Бакста, Н. Сапунова, С. Судейкина и других 15. Примерно в это же время в живописи передвижников связующим началом предметной среды в картине становится не столько фабула, сколько эмоциональное истолкование натуры и самих явлений. Соответственно фокусировка предметов и фактов сменяется целостным обобщенным видением.

Уже это привело к весьма существенному изменению живописной системы.

Разобщающая многоцветность постепенно сменяется тональностью, а развитие пленэрной живописи приводит к оптаческому смешению цвета. Этот процесс затронул все позднее передвижничество и нашел свое окончательное логическое воплощение в импрессионизме.